Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 56. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
 
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
 
Статья 57. Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, главы муниципального образования перед населением
 
1. Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, главы муниципального образования перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, главу муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
 
Статья 58. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
 
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Ленинградской области, законов Ленинградской области, настоящего Устава, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
 
Статья 59. Ответственность совета депутатов муниципального образования перед государством
 
1. В случае, если соответствующим судом установлено, что советом депутатов муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Ленинградской области, законам Ленинградской области, настоящему Уставу, а совет депутатов муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в Законодательное собрание Ленинградской области проект закона Ленинградской области о роспуске совета депутатов муниципального образования.
2. Полномочия совета депутатов муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона Ленинградской области о его роспуске.
3. В случае, если судом установлено, что избранный в правомочном составе совет депутатов муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в Законодательное собрание Ленинградской области проект закона Ленинградской области о роспуске совета депутатов муниципального образования.
4. В случае, если судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе совет депутатов муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в Законодательное собрание Ленинградской области проект закона Ленинградской области о роспуске совета депутатов муниципального образования.
5. Закон Ленинградской области о роспуске совета депутатов муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу.
6. Депутаты совета депутатов муниципального образования, распущенного на основании части 3 настоящей статьи, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона Ленинградской области о роспуске совета депутатов муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за не проведение советом депутатов муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.
 
Статья 60. Ответственность главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования перед государством
 
1. Высшее должностное лицо Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы администрации муниципального образования в случае:
1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Ленинградской области, законам Ленинградской области, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
2. Глава муниципального образования или глава администрации муниципального образования, в отношении которых высшим должностным лицом Ленинградской области издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.
 
Статья 61. Удаление главы муниципального образования в отставку
 
1. Совет депутатов муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов совета депутатов муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица Ленинградской области.
2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 62 настоящего Устава;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Уставом, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования советом депутатов муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед советом депутатов муниципального образования, данная два раза подряд;
4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
5) допущение главой муниципального образования, администрацией муниципального образования, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
3. Инициатива депутатов совета депутатов муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной настоящим Уставом численности депутатов совета депутатов муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в совет депутатов муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения совета депутатов муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо Ленинградской области уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в совет депутатов муниципального образования.
4. Рассмотрение инициативы депутатов совета депутатов муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица Ленинградской области.
5. В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов совета депутатов муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области, и(или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 62 настоящего Устава, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица Ленинградской области.
6. Инициатива высшего должностного лица Ленинградской области об удалении главы муниципального образования в отставку вносится в совет депутатов муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанной инициативы в совет депутатов муниципального образования.
7. Рассмотрение инициативы депутатов совета депутатов муниципального образования или высшего должностного лица Ленинградской области об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется советом депутатов муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
8. Решение совета депутатов муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов совета депутатов муниципального образования.
9. Заседание совета депутатов муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку, проходит под председательством депутата совета депутатов муниципального образования, уполномоченного на это советом депутатов муниципального образования.
Решение совета депутатов муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании совета депутатов муниципального образования.
10. При рассмотрении и принятии советом депутатов муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов совета депутатов муниципального образования или высшего должностного лица Ленинградской области и с проектом решения совета депутатов муниципального образования об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам совета депутатов муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
11. В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением совета депутатов муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
12. Решение совета депутатов муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением совета депутатов муниципального образования.
13. В случае, если инициатива депутатов совета депутатов муниципального образования или высшего должностного лица Ленинградской области об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена советом депутатов муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение совета депутатов муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания совета депутатов муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.
14. Глава муниципального образования, в отношении которого советом депутатов муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.
 
Статья 62. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
 
1. Отдельные полномочия органов местного самоуправления муниципального образования могут временно осуществляться органами государственной власти Ленинградской области в случае:
1) если в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией совет депутатов муниципального образования и администрация муниципального образования отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципального образования по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципального образования по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета Ленинградской области в отношении бюджета муниципального образования;
3) если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местному бюджету органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные судом.
2. В случаях, установленных пунктом 1 части 1 настоящей статьи, решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Ленинградской области соответствующих полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом Ленинградской области на основании решения совета депутатов муниципального образования или решения Законодательного собрания Ленинградской области, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Нормативный правовой акт высшего должностного лица Ленинградской области о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Ленинградской области отдельных полномочий органов местного самоуправления должен содержать:
1) перечень осуществляемых исполнительными органами государственной власти Ленинградской области отдельных полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами;
2) перечень исполнительных органов государственной власти Ленинградской области
и (или) должностных лиц, назначаемых органами государственной власти Ленинградской области, на которые (которых) возлагается осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления, с распределением этих полномочий между ними;
3) срок, в течение которого исполнительными органами государственной власти Ленинградской области осуществляются отдельные полномочия органов местного самоуправления и который не может превышать период времени до устранения обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 1 настоящей статьи;
4) источники и порядок финансирования временного осуществления исполнительными органами государственной власти Ленинградской области отдельных полномочий органов местного самоуправления.
3. Не могут временно осуществляться органами государственной власти Ленинградской области полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.
4. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, в муниципальном образовании по ходатайству высшего должностного лица Ленинградской области и (или) совета депутатов муниципального образования, главы муниципального образования решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вводится временная финансовая администрация на срок до одного года.
Временная финансовая администрация не может вводиться по ходатайству высшего должностного лица Ленинградской области в течение одного года со дня вступления в полномочия совета депутатов муниципального образования.
В целях восстановления платежеспособности муниципального образования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, разрабатывает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в совет депутатов муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в Правительство Ленинградской области для утверждения законом Ленинградской области, обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципального образования, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5. В случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, решение о временном осуществлении органами исполнительной власти Ленинградской области отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с одновременным изъятием соответствующих субвенций.
6. Решения органов государственной власти Ленинградской области, указанные в настоящей статье, могут быть обжалованы в судебном порядке.
7. В порядке и случаях, установленных федеральными законами, отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться федеральными органами государственной власти.
 
Статья 63. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
 
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.